Специальные полимеры для борьбы с налетом на подводных частях корабля
По оценкам американских флотских специалистов, микробиологический налет на подводных частях корабля (прежде всего усоногие и водоросли) уменьшают его скорость на 10% и увеличивают расход топлива на 40%. Предотвратить это помогают биоцидные краски, которые эффективно справляются со своей задачей, но вредят морской флоре и фауне.
Решением могут стать безвредные для окружающей среды вещества или защитные поверхности с особой структурой. Если речь идёт об усоногих, а точнее, об их распространённых представителях балянусах, специалисты Института материаловедения и инжиниринга (IMRE) сингапурского Агентства по науке, технологиям и исследованиям (A*STAR) знают, как с помощью микроструктур отвадить вредных для судоходства ракообразных.
Чтобы выяснить это, они использовали полимерную поверхность, утыканную столбиками примерно такого же размера, как «присоска» личинок балянусов (она имеет эллипсовидную форму и длину 20–30 мкм). Высота столбиков, расположенных на расстоянии 10 мкм друг от друга, составляла 5 либо 30 микрон, а их диаметр варьировался от 5 до 100 мкм.
В ходе экспериментов выяснилось, что микроколонны высотой 5 мкм не представляли помех для балянусов, которые одновременно цеплялись за участки у их подножия и на вершине. При высоте 30 мкм столбик не позволял осуществить подобный трюк, однако если его диаметр превышал 30 мкм, личинки оборачивались вокруг него.
Результаты работы опубликованы в журнале Biofouling. Они помогут создать защитные покрытия, не дающие прикрепляться свободно плавающим личинкам балянусов, которые, решив вопрос с ПМЖ, становятся взрослыми особями и обрастают известковой раковиной.