Постепенное восстановление мировой лакокрасочной промышленности после кризиса
В соответствии с финансовыми результатами деятельности региональных лакокрасочных компаний за I полугодие 2010 г. европейский лакокрасочный рынок проявляет отчетливые признаки восстановления после экономического спада. Однако в настоящее время до конца не ясно, наступить ли после восстановления экономики период развития, так как степень восстановления экономики по странам Европы неоднородна.
Наиболее оживленным является рынок Германии, где ВВП во II кв. 2010 г. увеличился на 2,2 %. Это наиболее быстрый квартальный рост за 20 лет и произошел он в основном в результате падения курса европейской валюты, в частности по отношению к доллару.
В Ассоциации производителей ЛКМ и печатных красок Германии (VdL) в мае 2010 г. прогнозировали увеличение объема производства национальных лакокрасочных компаний в этом году на 1,4 %, а повышение товарооборота – на 3,6 %. По сообщению M. Bross, руководителя VdL по связям с общественностью, благодаря оживлению германской экономики эти цифры сейчас скорректированы: на 2,7 % вырос объем производства (немного больше, чем рост ВВП по официальному прогнозу) и на 5,1 % увеличился товарооборот». Однако даже немецкие лакокрасочные компании обеспокоены возможностью снижения экспорта из-за мирового экономического спада и угрозы усиления финансового хаоса в южных странах-членахв ЕС после долгового кризиса в Греции в начале этого года.
Во многих регионах Европы в I кв. этого года продажи ЛКМ снизились, а во II кв. – заметно возросли. В середине года появились признаки стабилизации спроса. Аналитики Oxford Economics считают, что лакокрасочный сектор Западной Европы в I кв. 2010 г. увеличился на 10 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В настоящее время рост продаж замедляется, так как правительства европейских стран сокращают стимулирующие экономические программы, введенные после финансового кризиса 2008 г. для смягчения его последствий. Более того, для снижения своей задолженности они начали резко уменьшать расходы в крупных сегментах общественного сектора. В частности, начали сокращаться продажи автомобилей, так как правительства отказывают гражданам в таком финансовом поощрении, как прием старого автомобиля в счет покупки нового.
В Швеции проект предоставления налоговых льгот гражданам, ремонтирующим свои дома, позволил поддержать спрос на декоративные ЛКМ и другие отделочные материалы. S. Olsen, управляющий датской компанией Fluegger, выпускающей ЛКМ и активным торгующей декоративными ЛКМ в розницу на шведском рынке, считает, что шведская схема имела колоссальный успех, и это является одним из оснований для прогноза увеличения прибыли в этом году на 8 %. В Дании, где отсутствует такая схема стимулирования продаж декоративных ЛКМ, продажи выросли на 1-2 % по сравнению с 3-5 % в Швеции. Около 20 % профессиональных маляров в Копенгагене – безработные.
В России рост доверия потребителей в I полугодии – до того, как страну поразила засуха, лесные и торфяные пожары – стимулировал рост рынка декоративных ЛКМ, так как население стало больше тратить на ремонт домов. По словам специалистов компании Tikkurila, для которой Россия является огромным рынком, потребность в декоративных ЛКМ в России в I полугодии возросла после провала в 2009 г. на 7 % (по объему). Кроме того, многие российские потребители перешли к использованию ЛКМ премиум-класса взамен более дешевых ЛКМ, что увеличило продажи компании Tikkurila.
В компании AkzoNobel, являющейся лидером европейского рынка декоративных ЛКМ, сообщают, что кроме высокого спроса в Турции и России и умеренного роста в Великобритании, другие рынки декоративных ЛКМ в регионе «стабильно ухудшаются». Домостроительный рынок в Великобритании начал меняться во II кв. после повышения в январе-марте цен на жилье на 8, 9 %. В Испании снижение цен на жилье на 4,7 % в середине I кв. спровоцировало резкое падение спроса на ЛКМ и другие строительные материалы.
Продажи конвейерных автомобильных ЛКМ стремительно повышались в начале года, так как объем производства пассажирских автомобилей в январе-марте повысился на 34 % по сравнению с I кв. прошлого года. Однако согласно данным Европейской Ассоциации Производителей Автомобилей, мощность производства была на 13 % ниже, чем в I кв. 2008 г.
Компания BASF Coatings, имеющая наибольшую часть продаж ЛКМ именно в секторе конвейерных автомобильных материалов, сообщила о повышении продаж в I полугодии этого года на 23 %, что также подкреплялось хорошим объемом заказов в авторемонтном секторе. Однако европейский спрос на автомобили из-за прекращения государственной поддержки начал снова снижаться: продажи в апреле уменьшились на 7,4 %, в мае – на 9,3 %.
Несмотря на увеличение объемов продаж, большинство лакокрасочных компаний недовольны ростом цен на сырье. В VdL отмечают, что за первые четыре месяца этого года цены на сырье возросли в среднем на 10 %, а на некоторые добавки – на 25 %. Это зачастую заставляют производителей сырья снижать мощности и сокращать свои запасы. Таким образом, по мере возрастания спроса на ЛКМ возникает дефицит сырья. Несмотря на рост продаж европейских лакокрасочных компаний до конца года, они столкнутся с перспективой сокращения прибыли из-за повышения стоимости сырьевых компонентов